Ленинградский проспект, дом 17

+7 (495) 308-17-17
+7 (905) 516-99-10
кинозавод
твкинорадио2016

Олег Аронсон о Делезе: "То, чем мы воспринимаем кинематограф, не есть человеческое в нас"

  "Субъект восприятия кино, которым занимается Делез, не только деиндивидуализирован, но и дегуманизирован. То есть то, чем мы воспринимаем кинематограф, не есть человеческое в нас. Если это не понимать, то Делеза можно не читать. Если мы читаем эту книгу как книгу про то, как мы воспринимаем кинематограф - это не про это. Это книга про то, как благодаря кинематографу мы можем открыть в себе нечеловеческое, нечеловеческую способность восприятия, нечеловеческую аффективность, нечеловеческое действие.  И вот что это такое, когда мы совершаем нечеловеческое? Мы что, зверьми становимся? Кто мы такие? Кто мы, когда мы - не люди?..  К ответам на эти вопросы мы должны прийти. Но есть вещи, о которых мы можем говорить сегодня, о которых говорят социологи и кто угодно. Речь идет об инфантилизации восприятия в современном кинематографе. Стало понятно, что сегодня фильм для людей - это не "Похитители велосипедов" как раньше в период неореализма и не фильмы Бунюэля и Пазолини (это не для людей все кино, оно обнаружило свои нечеловеческие характеристики), а "Аватар" Кэмерона. Но на кого "Аватар" рассчитан? Почему мы сегодня стали смотреть эти анимационные работы? Что это за тип возвращения 3D и разного типа аттракционы, спецэффекты, которые в основном производит Голливуд? Когда мы смотрим современное кино, мы не можем не удивиться (если мы помним кино прошлых лет) тому, насколько инфантильным стал кинематограф, даже интеллектуальный. Он рассчитан на очень непритязательную аудиторию. Идут взрослые люди смотреть "Аватар", на что по идее еще 20-30 лет назад должны были ходить дети. Делез в каком-то смысле предчувствовал эту ситуацию. Социологи могут сказать, что средний возраст зрителя понизился. Взрослому зрителю перестал быть интересен кинематограф в кинозале. Хотя здесь есть некоторая социологическая хитрость. На мой взгляд, происходит скорее процесс, о котором я сказал: взрослый зритель тоже инфантилизируется в своем восприятии кинематографа. Это чисто кинематографический эффект - эффект развития кинематографа. Человек теряет ту свою составляющую, которая для него была ценной, человеческой - допустим, интеллект. И интеллектом становится что-то другое."

Возврат к списку

Наши партнеры