Ленинградский проспект, дом 17

En
+7 (495) 308-17-17
+7 (905) 516-99-10
Главная · Школа · Манифест МШНК
Артплей
24док

Манифест МШНК

Учим видеть идею кино
Мы живем во «времени», и всякое время озабочено построением своей картины мира. Для построения «картины» требуются новые инструменты — оптические приборы. Старые вдруг становятся непригодными. Точка зрения художника меняется, сдвигается, вызывая тем самым разнообразие образов и стилей.

ВНИМАНИЕ К «ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ»

Есть очень точные слова Чеслава Милоша: «Художник — это «искатель действительности». Часто бывает так: время меняется, и режиссеры, находящиеся во власти закостенелого языка, непроизвольно начинают лгать; кино от них прячется, утекает, не получается. Эти режиссеры, являясь «мастерами своего дела», не могут всё же найти «действительность». Случается так, что «действительность» как будто уходит вперед, обнаруживает резкое расширение художественного поля. И оказывается, что уже нельзя снимать так, как снимали раньше, нельзя так ставить свет, нельзя так играть, нельзя так повествовать. Нельзя пользоваться прежними инструментами, прежними ходами, стилями. Из старого языка ушла энергия, флюид. И нет смысла обучаться мертвым канонам. А живые каноны могут передаваться только из живых рук. Задача Московской школы нового кино — научить своих студентов не только ремеслу, но привить им еще и иные навыки. Это навыки создавать «живое», а не «мертвое».

ЯЗЫК И СТИЛЬ

2 (2)Истории не устаревают. Устаревают способы их изложения. О чём говорят слова Пазолини — «Неореализм без велосипедов»? Они говорят о том, что «велосипеды» стали общим местом — доксой. Искусство же не уживается там, где докса, искусство всегда парадоксально. Каждый большой писатель — это языковой сдвиг. Каждый большой режиссер — это языковой сдвиг. Необходимо пропитаться духом «своего» времени. Это не означает, что нужно произвести механическую замену «старых» героев на «новых», замену высокопарной речи на арго. Так часто происходит в современном кино, театре, литературе, что словно говорит о «новизне», но это мнимая новизна. «Дух времени» ютится не в узнаваемых «сегодняшних» типах и образах, не в их арго. Он ютится в формах и знаках, в абрисах, которые выстраиваются в язык, в стиль. Только язык и стиль способны стать зеркалом «реального», «действительного».

ПНЕВМА

3 (2)В кино важно научиться ловить эту самую «действительность», и важно найти свой тон. Даже в американском кино, в фильмах, которые снимают Спилберг, Ридли Скотт, Тим Бертон, Тарантино, полны их влечениями, пороками, страстями, страхами. Они наполнены их индивидуальностью. Нужно учиться не только канонам, нужно учиться слушать себя, слушать свои страхи и тайные желания. Кино часто получается плохим, потому что оно снято по лекалу. Бывает, что все «правильно», но мертво. Недостаточно иметь «правильную» драматургию, недостаточно уметь «правильно» строить мизансцену, недостаточно уметь «правильно» работать с актерами. Герои и обстоятельства не создаются только по просчету и только по наущению. В них еще нужно вдохнуть жизнь. Взять и вдохнуть из своих легких. А для этого нужно иметь пневму. Фальшивым и никуда негодным кино часто получается не потому, что режиссеры не владеют ремеслом, а потому, что оно делается по ремеслу и только по нему, а должно делаться еще и по «страсти». Нужно чувствовать жизнь подушками пальцев. Ведь пространство жизни устроено так, что болевые точки мигрируют. Сегодня они тут, завтра там. И нужно быть чувствительными к этим миграциям.

СИТУАЦИЯ

4оУчит не преподаватель, не только он. Учит ситуация. Когда она есть, студент вбирает её в себя через легкие, через кожу. Когда есть «ситуация», студент учится у стен. В современном мире все стало конкретным. Из «стен» ушла аура, ушёл «дух». А первое дело всякой Школы — это беспокоить умы. Ибо только беспокойный ум может постичь «живое» ремесло. Пифагор говорил: «Когда где-то в мире кто-то доказывает теорему — быки волнуются». И есть только один критерий, чтобы отличить «живое» от «неживого» — это волнение быков!
Наши партнеры