Ленинградский проспект, дом 17

En
+7 (495) 308-17-17
+7 (905) 516-99-10
Главная · Школа · Манифест. Индустрия
вос
Артплей

Манифест. Индустрия

Своя мифология, своя индустрия кино
Голливуд — это не только (и не просто) бизнес. Голливуд — это система мифов. Для того, чтобы создать «свою» индустрию, нужно не только иметь сложную систему, состоящую из разных, успешно работающих кинематографических механизмов, нужно иметь ещё и «свою» мифологию.

Мифологическая фигура

Одна из главных целей Московской школы нового кино — это влить в Российскую киноиндустрию новую кровь. Наивно думать, что дело только в ремесле, в профессии, в неумении писать сценарии и снимать фильмы. Все гораздо глубже. Школа собирается инициировать ряд исследований, которые будут изучать функционирование разных уровней и систем самой успешной в мире киноиндустрии — Американской. Главной составляющей этой индустрии является наличие в ней своей мифологической системы. Голливуд устроен на подобии Олимпа. Он структурирован по мифологическим законам, а не по прагматическим, и только кажется, что это чистый бизнес. В этом наша ошибка, мы смотрим на Голливуд поверхностным взглядом, пытаемся перенять схемы и лекала, а нужно смотреть вглубь. Нужно выстраивать мифологическую систему. К примеру, полицейский и вор — это мифологические фигуры. И у нас не получаются фильмы о ворах и полицейских не потому, что нет хороших сценариев, либо нет умеющих снимать фильмы режиссеров, а потому, что нет этих мифологических фигур — своих. Невозможно работать с чужой мифологией. Мы сейчас находимся в ситуации, в какой находился Голливуд в начале 20-го века. Нужно начинать создавать фигуры, мифические фигуры, нужно находить их в собственной действительности, и потом нужно долго их обтачивать, привнося в них всё то, что требуют «фигуры» — харизму, чистоту образа, условность.

Все эти «фигуры» и мифы нужно создавать заново. Те, которые были — закончились! Существовала «Советская» мифология. Она была оригинальной. Кинематограф процветал в советское время. Были герои, архетипы, жанры, и все это рухнуло в один день. Мы оказались в другой стране, без мифов, без образов — мы утратили архетипы. Флюиды ушли из наших образов, и мы оказались в ситуации, когда «солдат — не солдат», «преступник — не преступник», «профессор — не профессор», «любовник — не любовник».

Своя мифология, своя индустрия кино

Материя, «Живая» и «мертвая»

Нужно понимать, что наша реальность не «реальна» в той степени, в какой «реальна» американская. Поэтому для начала стоит подальше отойти от реальности. Нужно осознать такую формулу: чем дальше от реальности — тем достовернее! Такова ситуация в российской действительности, и если её осознать, то можно начать делать первые шаги. Нужно уходить от реальности. Не ловить её, как в авторском кинематографе, а уходить от неё, создавать иные миры.

Учиться «живому» ремеслу — это значит научиться отличать «живой» закон, от уже «зачерствевшего», «мертвого». Законы, также как и люди, стареют, черствеют, становятся пустыми, никчемными. Соблюдение этих «пустых», «мертвых», «вчерашних» законов приводит к фальши, к ментальному отмиранию. И тогда бывает так, что все «правильно» сделано, все по закону — но не «работает»! Зритель ведь смотрит глазами сердца, а не глазами ума. Он «не верит», ему не интересно — потому что «по закону», а не «по жизни». А жизнь имеет свои законы. Они никогда не бывают «вчерашними». Они всегда совпадают с самой жизнью. И как невозможно любить по заранее заданному лекалу, так только по лекалу невозможно делать фильмы.

Учиться ремеслу — это значит учиться переносить на «пленку» жизнь. Тут есть свои законы, и они не такие простые, как кажутся. Они не сводятся к прописным истинам драматургии, режиссуры, актерского мастерства. Хотя «истины» есть, и во многих американских учебниках они правильно изложены. Но, к сожалению, для функционирования этих «правильных» законов и истин, которые в своих лекциях и книгах успешно излагает Роберт Макки, нужна американская индустрия. Но почему же? Они не универсальны? Законы драматургии, законы развития сюжета, законы построения характеров, законы взаимодействия героев — разве они не универсальны? И какие же тогда это законы, если они не универсальны? Законы-то универсальны — но чтобы по законам сделать фильм, нужно иметь еще что-то — нужно иметь «живой» материал, из которого слагается сценарий и делается фильм. Чтобы применить законы, нужно иметь ингредиенты, к которым законы применяются. Так, чтобы по рецепту сделать блюдо, нужно иметь ещё и «свежие» продукты. Прежде чем соблюдать законы, нужно иметь героев в жизни, нужно иметь саму «жизнь», нужно иметь миф. НУЖНО ЕГО СОЗДАТЬ — ЭТОТ МИФ!

Своя мифология, своя индустрия кино

Дистанция и образ

Индустрии нужно научиться создавать образы, нужно научиться наделять своих актеров харизмой. Ведь американские актеры — это не люди, они словно олимпийские боги или герои — бесчинны, коварны, разнузданны. Так строится их образ. Это нужно для создания определенной дистанции. Дистанция же является одной из главных составляющей мифологической системы. Я здесь — актёр там, далеко, на Олимпе. Он не человек в том смысле, в каком человеком являюсь я — он живет по иным законам, непонятным мне, но завораживающим, манящим, интересным. Американская индустрия большое внимание уделяет выстраиванию этого противоречивого образа — она строит актера, создает из него миф. А дальше зритель идет смотреть на это чудесное существо — инфантильное, неземное, капризное, порочное. Он идет смотреть, как оно двигается по экрану. У нас же, стоит появиться мало-мальски интересному актеру — его образ тут же подвергается инфляции. Ибо у индустрии нет инструментов работы с образом. Живой человек и его образ — две разные вещи. У нас актер тут же начинает транслировать обыденные, общепринятые, семейные ценности — он такой же, как все, у него «все как у людей», нарушается дистанция — он перестает нести мифологическую энергию, спонтанно возникшую при его первом появлении. И на него уже никто не идёт в кино. Индустрия — это совокупность всех этих элементов: драматургии, ремесла, образа, мифологии, харизмы.

Московская школа нового кино намеревается инициировать создание целого направления, которое будет пытаться растить режиссеров, сценаристов, драматургов, социологов для нужд индустрии, для ее успешного становления.

Наши партнеры