Ленинградский проспект, дом 17

En
+7 (495) 308-17-17
+7 (905) 516-99-10
Главная · Лаборатории · Лаборатория режиссуры монтажа
кинозавод
ФДИД

Лаборатория режиссуры монтажа

Продолжительность обучения

2 года, 4 семестра

200 000 / год

Начало обучения

1 октября 2017

Заполненную анкету и творческие задания необходимо прислать на адрес: info@newcinemaschool.com до 25 мая 2017 г.

Вступительные испытания
Лаборатория режиссуры монтажа

Режиссёр монтажа - это эксперт по киноязыку. Человек, который занимается структурой и монтажным решением фильма, начиная с самого первого этапа. 


Фильм рождается через диалог режиссёра с другими участниками проекта. Так, драматургическая основа - это результат взаимодействия режиссёра и сценариста, с оператором режиссёр работает над изображением и внутрикадровой пластикой, а режиссёр монтажа является оппонентом режиссёра в работе структурой, над целым созвучием частей, как каждого эпизода, так и всего фильма. Он отвечает за то, как фильм работает, за порядок кадров, смену крупностей, акценты, ритм. Если режиссёр занят поиском собственного языка, собственного кинематографического пути и действует изнутри, то режиссёр монтажа - это проводник, который, имея возможность увидеть ситуацию со стороны, способен обозреть весь ландшафт возможностей и призван предложить наиболее эффективные и точные пути решения в области киноязыка. 

ЦЕЛЬ КУРСА

Обучение и подготовка высокопрофессионального режиссера монтажа, обладающего необходимым теоретическим и практическим инструментарием для работы над самым широким спектром кинематографической продукции. 

Нередко учиться на курс приходят люди, имеющие кинематографический бэкграунд и профильное образование. Некоторые из них - это работающие монтажеры, имеющие немалый опыт работы за плечами. Это связано с поиском перспектив в профессии и с возможностями, которые даёт курс для углубленного изучением киноязыка. 

Курс будет полезен как для профессионалов, так и для новичков в этой области.

ОБУЧЕНИЕ

1. ЭТО РЕЖИССЁРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Основа этой профессии лежит в понимании режиссёрских задач.

а) Студент лаборатории имеет доступ ко всем лекциям и практическим занятиям режиссерских лабораторий. 

б) Студент лаборатории должен сделать как минимум два фильма в качестве автора (курсовой фильм и дипломный фильм).

2. КОЛЛАБОРАЦИЯ.

Лаборатория проводит совместные занятия для режиссёров и режиссёров монтажа.

а) Режиссёры приходят на это занятие со своими проектами на разных этапах. Это занятие является платформой для знакомства и дальнейшего сотрудничества режиссёров со студентами режиссуры монтажа.

б) Каждый студент лаборатории должен сделать как минимум один совместный проект с режиссёром в качестве режиссёра монтажа. 

3. ПРАКТИКА.

Множество практических монтажных заданий, направленных на овладение киноформой. От маленьких однокадровых этюдов до клипа или трейлера.

4. АБСТРАКЦИЯ. ОБРАЗ. СТРУКТУРА. АНАЛИЗ. 

а) Анализ произведений различных видов искусства. 

б) Математика и логика.

в) Шахматы и другие настольные игры. 

г) Кулинария.

5. ЭКСПЕРИМЕНТ И ТЕОРИЯ МОНТАЖА.

Лаборатория режиссуры монтажа имеет упор на изучение экспериментального кино и опыта советской монтажной школы (Пудовкин, Вертов, Кулешов, Эйзенштейн). Чтение текстов, доклады, разбор фильмов, просмотр, анализ. 

6. СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ КИНОШКОЛАМИ.

СПЕЦИФИКА ЛАБОРАТОРИИ

Курс призван стать платформой для лабораторной работы над вариативной сюжетной структурой. Что это такое? На уровне планирования фильма или съемки есть возможность развивать не последовательный сценарный ход, а разветвленный, с взаимозаменяемыми фрагментами. Тогда создание фильма перестает быть замкнутой на себе системой, реализующей жестко заданный алгоритм с небольшими отступлениями, а больше походит на сбор материала в заданных направлениях. Такой подход позволяет фильму возникнуть во многом на монтажном столе и на этом пути могут возникнуть неожиданные, свежие пластические решения, которые никогда бы не возникли при последовательной плановой съемке.

Одной из задач курса будет работа с языком жанрового кинематографа, как области взаимодействия автора с устоявшимися штампами формы и содержания, области, в которой штамп является как носителем содержания, так и тем, что призвано непрерывно обновляться и переосмысляться.

ВЫПУСКНИК

По окончании обучения студент получает диплом о дополнительном профессиональном образовании, специальность: «Режиссер монтажа».

Результатом обучения в лаборатории режиссуры монтажа являются:  курсовой фильм / дипломный фильм / фильм, в котором студент выступил в качестве режиссёра монтажа.

ДОСТИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методика преподавания в лаборатории режиссуры монтажа Московской школы нового кино уже дала свои результаты. Фильмы, в создании которых принимали участие студенты лаборатории, принимали участие и получали призы в конкурсных программах множества международных кинофестивалей. Получали призы и фильмы самих студентов лаборатории. 

ДОКТРИНА

Как сценарист служит оппонентом режиссеров работе над сценарием, над литературной основой, а оператор – над изображением, так режиссер монтажа призван быть оппонентом режиссера при создании монтажного решения фильма. Режиссёр монтажа участвует в работе над фильмом уже на подготовительном периоде.

Монтаж - это сложение фильма, то как кадры связаны между собой и как они воздействуют на зрителя. Драматургия в фильме реализуется с помощью монтажа. Все этапы от написания сценария до съемочного процесса являются подготовительными, вспомогательными по отношению к монтажу, они лишь предоставляют материал, с которым имеет дело монтаж. Но кроме того, что монтаж организует собранный на предыдущих этапах материал, он организует и сами процессы, которые этот материал собирают, так как все, что делается для создания фильма, делается для того, чтобы быть смонтированным. Все процессы призваны осуществляться таким образом, чтобы усиливать монтаж. Если есть какие-то элементы (кадры и эпизоды), которые не могут быть вмонтированы в итоговый фильм, значит процесс организован неэффективно. А не наоборот, будто человек, занимающийся монтажом, владеет профессией на недостаточно высоком уровне. Значит, были допущены какие-то просчеты в монтажном решении фильма на предварительном этапе. Монтаж имеет дело не с историей или материальным миром регистрируемым камерой, а с самим фильмом, непосредственно с тем, как фильм будет воздействовать на зрителя. Потому разговор о монтаже, как о выборе конкретных ходов в конкретных ситуациях для выполнения конкретных задач имеет не так много смысла. Это лишь самый низменный механический аспект монтажа. Монтаж включает в себя и историю, и интонацию, и воздействие, и темпоритм. В фильме все эти аспекты существуют не отдельно, а слитно. Всё это и есть монтаж, а не только порядок кадров, распределение крупностей и акцентов. Выход на утилитарность, в область наработанных приёмов приводит к непониманию самого изначального выбора - почему используются именно эти приемы и к какому эффекту они приводят. 

Фильм так устроен, что в нем невозможно разделить то, как он сделан, то, как он воздействует, и то, о чем он говорит. 

В своё время мне пришлось отвечать на вопрос, что такое внутрикадровый монтаж. Я не нашёл другого ответа, кроме того, что «всё, что находится в кадре, является результатом внутрикадрового монтажа». Монтаж имеет дело с сочетаниями. В этом случае сочетание кадров не имеет большого отличия от сочетания персонажа и фона или сочетания начала и конца панорамы. Мы мыслим сочетаниями. Даже если представить, что в кадре отсутствует сочетание - это уже выбор, осуществлённый на территории внутрикадрового монтажа, это сочетание отсутствующего с присутствующим, это может быть указателем на то, что что-то в кадре отсутствует, или на то, что оно присутствует за пределами кадра.

Возьмём для примера стул. Он определяется своей функцией. На нем сидят, и будто подразумевается, что он должен быть удобным и прочным. Здесь возможно мастерство изготовления удобных, прочных стульев и некие секреты подобного мастерства. Например, какая-нибудь поперечная перекладина и способы её крепления к ножкам стула. Функция же фильма как  произведения искусства до конца не ясна. От того, как мы трактуем фильм, будет зависеть, что это будет за фильм и какова будет роль монтажа в этом фильме. Есть фильмы-стулья, фильмы-вертолеты, фильмы-впечатления, фильмы-стихотворения, фильмы воспоминания и у всех у них есть свои секреты, но главным секретом является сам тип фильма, потому как именно он, именно это отношение автора к самому медиа и собирает фильм воедино. 

Вообще самое распространённое мнение, что все собирается вокруг намерения. Автору есть, что сказать, а средства находятся сами собой. Это несомненно так, но тогда оказывается, что фильм абсолютно неважен, точнее он важен лишь, как носитель, или исполнитель желаний автора. Это могла бы быть и книга или что-то другое. Подобный подход не может не отразиться на результате и каждый из нас неоднократно оказывался свидетелем использования фильма как вспомогательного средства для высказывания. 

Не стоит искать легких путей в создании фильма. От того, насколько глубоко или примитивно вы воспринимаете фильм, будет непосредственно зависеть результат. Профессионализм в области монтажа - это не столько набор приёмов или навыков, которые несомненно необходимы, но скорее это понимание самой природы фильма, его границ и возможностей. 

На самом деле теорий монтажа, то есть идеологических систем, описывающих сам подход к монтажу, не так много. До сих пор изучение монтажа в большинстве киношкол мира начинают с изучения наследия советской монтажной школы, великой четверки: Эйзенштейна, Пудовкина, Кулешова, Вертова. Именно они заложили теоретическую основу понимания кинематографа как сложной полифонической системы. Каждый из них по-своему трактовал фильм. Одним из пунктов расхождения и активного исследования было взаимодействие соседних кадров. Эйзенштейн называл это соединение «стыком» и был сторонником столкновения, конфликта, Вертов же исходил из музыкального понимания и определял взаимодействие кадров через «интервал». Здесь не место для более расширенного разбора этих теорий, но нам важно понимание, что подобные категорические расхождения возникали не на пустом месте и были связаны с поиском авторского метода, с желанием видеть фильм как произведение искусства, а не поделку, что в то время было не столь очевидным. Ситуация в наши дни не сильно изменилась. Очень редко фильм претендует на звание произведения современного искусства. Какому фильму быть? Этот выбор остаётся за вами.   

Предметы и курсы

Предметы и курсы
МОНТАЖНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Навыки монтажного построения на уровне сценария. Мышление монтажными блоками. Способы монтажа. Практические занятия по монтажу проводятся совместно со студентами факультета «Режиссуры монтажа».
Предметы и курсы
МОНТАЖ. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Студенты обучаются работе с монтажными программами The Avid, Final Cut, Adobe Premiere Pro. Работа с Post-production цехом: монтаж, цветокоррекция / телесайн, сведение звука.
Предметы и курсы
СТРОЕНИЕ ФИЛЬМА
Анализ драматургического и визуального инструментария фильмов, анализ киноязыка, исследование структуры фильма на примерах кинопроизведений, специфика звукозрительных сообщений, структурные особенности изобразительного ряда, отличие «киноязыка» от устно-письменных языков, взаимосвязь между структурой фильма и его смыслом.
Предметы и курсы
СТРУКТУРА ФИЛЬМА
Авторский курс Александра Митты. Рассматриваются рабочие подходы, которые являются основой ремесла сценариста. Как целое собрать из частей. Как разделить фильм на части, чтобы каждая часть развивала энергию фильма, и все шло к максимуму.
Предметы и курсы
РЕЖИССЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Режиссура игрового и документального кино, сериала, телевизионных форматов. Ремеслу обучают ведущие российские кинорежиссеры, а также видные представители европейского кино — те, кто в нулевые годы переосмыслили изменившуюся «картину мира», изобрели свою манеру повествования и манеру съемки, привели в кино новых героев и создали новый стиль.
Предметы и курсы
СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО
Основополагающие законы драматургии. Особенности всех жанров кино. Законы построения сериалов и телевизионных форматов. Сценарий клипа и рекламы.
Предметы и курсы
КАДР И КОМПОЗИЦИЯ
Студенты изучают принципы построения композиции, варианты цветового решения кадра, особенности многокамерной съемки, структурное построение кадра, определение показателей глубины резкости пространства на кинокамере.
Предметы и курсы
СТОРИБОРД. РАСКАДРОВКА
Изучение логики пространственной мизансцены, языка терминов, графических обозначений и системы нотаций поясняющего текста. Студенты обучаются умению визуализировать текст, изучают, как лучше пластически решить ту или иную сценарную задачу на экране.
Предметы и курсы
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Курс посвящен разновидностям и возможностям компьютерной графики и 3D анимации.
Предметы и курсы
О ЧУДЕСНОМ В КИНО
Авторский курс Владимира Могилевского обо всем, что происходит с фильмом после слов режиссера «снято» до его появления на экране. Подготовка материала для монтажа, компьютерная графика и спецэффекты, цветокоррекция, создание копии для кинотеатров. Чем отличается малобюджетное экспериментальное кино от волшебного зрелищного блокбастера? Курс дает представление об особенностях post-production.
Предметы и курсы
АВТОРСКОЕ ПРАВО В КИНОИНДУСТРИИ
Изучение основных принципов законодательства по вопросу защиты авторских и смежных прав (в частности — авторские права в интернете); рассмотрение дел о нарушениях прав авторов; специфика авторского права аудиовизуальных произведений. Изучение современной системы интеллектуальной собственности (в частности — объекты патентного права и средства индивидуализации).
Предметы и курсы
СОЦИОЛОГИЯ КИНО
Курс лекций по социальным проблемам кинематографа: «Что такое кино как социальный феномен?», «Каково его место и роль в обществе?», изучение кинозрителя, изучение детского кинозрителя, кино как идеологическая система, кино как часть массовой культуры.
Предметы и курсы
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА
Курс лекций по истории мирового киноискусства. На лекциях процесс истории кино представлен во всех его противоречиях, взаимосвязях и взаимосталкиваниях. Студенты изучают основные периоды и течения мирового и отечественного кинематографа.
Предметы и курсы
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КИНО
Курс лекций, дающий представление о разнообразии стилей в кино. Он обращен к фильмам режиссеров, которые малоизвестны в России. С одной стороны — это малоизвестные режиссеры «Золотого Голливуда», с другой — экспериментальные картины малого, периферийного кино. Это огромный пласт португальского, польского, румынского кино, а также кинематографа других стран.
Предметы и курсы
ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА НУЛЕВЫХ
Курс лекций по Новому кино. «Новым» мы условно называем кинематограф нулевых годов. На занятиях разбираются языки, стили, формы, происходит анализ ключевых фильмов, созданных в нулевые годы. Доскональному разбору подвергаются фильмы таких режиссеров, как Брюно Дюмон, Карлос Рейгадас, Михаэль Ханеке, Жан-Пьер и Люк Дарденн, Филипп Гранрийе, Педро Кошта и многие другие.
Предметы и курсы
ТЕОРИЯ КИНО
Занятия посвящены тому, как со структурной, композиционной, стилистической, грамматической, семиотической точки зрения сделан фильм. Студенты знакомятся с теориями Базена, Кракауэра, Метца, Якобсона, Уорта, Пазолини и др.
Предметы и курсы
КАК ЧИТАТЬ ФИЛЬМ?
Курс, посвященный разбору историй с помощью кинематографических фигур — планов, ракурсов, крупностей, монтажных фраз.
Предметы и курсы
ЯЗЫК ЗРЕНИЯ
Курс, цель которого — научить видеть скрытые знаки, своеобразные путевые карты, которые содержатся во всяком великом фильме. В рамках курса проводятся семинары, на которых студентам предложено умозрительно пересобрать фильм, найти в картине совпадения — смыслы, которые скрыты от взгляда, смыслы, которые являются стержнями картины, являя ее невидимую парадоксальную сущность.
Предметы и курсы
ОТКУДА БЕРУТСЯ ИДЕИ?
Занятия, посвященные созданию идей. Студенты находят ответы на вопросы: «Что такое оригинальная идея?», «Как нужно создать образ, чтобы из него, как из паука паутина, сама выкручивалась история?» и т.д.
Предметы и курсы
КАК СДЕЛАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ?
Истории, созданные великими сценаристами, имеют свое лицо, имеют индивидуальность — они не анонимны, не просто хорошо сложены. В них не просто точные характеры, ловкие сюжетные ходы и оригинальная фабула. В них есть еще что-то. На занятиях преподаватель вместе со студентами пытается ответить на вопрос — что же?
Предметы и курсы
ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ И РЕЖИССЕРОВ
Курс знакомит студентов с особенностями построения драматургии и конфликта в сюжете. На лекциях происходит разбор мотивов персонажа, подспудных желаний, комплексов, движущих героями. Студенты знакомятся с психологическими формулами для написания сценария и учатся их применять на практике.
Предметы и курсы
ПСИХОЛОГИЯ КИНО
Студенты обретают навыки междисциплинарного анализа кинофильма на основе клинической характерологии, основ психиатрии, теоретического психоанализа, структурной лингвистики и поэтики, анализа мотивов, аналитической психологии, теории речевых актов, модальной логики.
Предметы и курсы
ТЕОРИЯ СЮЖЕТА В ЛИТЕРАТУРЕ
Основные компоненты и законы сюжетосложения. События и действия, фабула, экспозиция, завязка и развязка, перипетия, узнавание и связанные с ним ошибки неузнавания, метаморфоза, коллизия, кульминация. Курс посвящен классической теории сюжета, который берет свои истоки еще в Древней Греции.
Предметы и курсы
РИТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА
Ритуал — это стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты. Структура и антиструктура ритуала лежит в основе всякого события и действия. Суть жизни состоит из последовательной смены этапов, переходов из одного состояния в другое. В рамках курса студенты знакомятся с теориями Арнольда Ван Геннепа, Виктора Тернера и многих других.
Предметы и курсы
ВИДЕО- И МЕДИА- ИСКУССТВО
Авторский курс Виктора Алимпиева. Важнейшим свойством изобразительного искусства является свободный выбор времени рассматривания, так как произведение искусства неподвижно (видеоарт и перформанс – не исключение, так как их следует рассматривать как продолжение картины и скульптуры, а не кинофильма и спектакля). Напротив, искусства, связанные с протеканием во времени – например, музыка или кино – обесдвиживают нас, зрителей. Но прекрасная интрига состоит в том, что искусства неравнодушны друг к другу: базовые свойства одного могут быть желанным горизонтом для другого. На примерах из музыки, изобразительного искусства, теоретических текстов и проч. мы будем наблюдать за разнообразием оттенков этой интриги: кто перед кем замирает – мы перед произведением или произведение перед нами.
Предметы и курсы
ФОТОГРАФИЯ
Техника фотографии, основы оптики, светотехники, экспонометрии, особенности съемки различных жанров фотографии, компьютерная обработка изображений. Освоение настроек и свойств профессиональной фототехники.
Предметы и курсы
МУЗЫКА В КИНО
Основы теории музыки, особенности работы с композитором, музыкальное решение фильма в различных жанрах. Студенты получают навыки ставить задачи и взаимодействовать с композитором и музыкальным редактором.
Предметы и курсы
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Курс лекций по истории изобразительного искусства с древнейших времен до ХХ века. Идейно-стилистические особенности каждого исторического этапа. Характерные тенденции в творчестве выдающихся мастеров.
Предметы и курсы
ТЕОРИЯ ОБРАЗА
Авторский курс философа Елены Петровской, намечающий предметное поле новой дисциплины, исследование визуального. В нем рассматриваются основные подходы к проблеме «видимого» и «невидимого» в работах ведущих современных философов и культурологов.
Предметы и курсы
ДЕЛЕЗ. КИНО
В рамках авторского курса Олега Аронсона разбираются две важнейшие книги ведущего французского философа XX века - Жиля Делеза: «Кино 1. Образ-движение» и «Кино 2. Образ-время».
Предметы и курсы
АВТО-БИО-ГРАФИЯ
Авторский курс Валерия Александровича Подороги дает углубленное представление о том, что такое авто-био-графия, к какому экзистенциальному и психоаналитическому локусу культуры она принадлежит, каким образом возможна автобиография не как литературный жанр, а как концептуальное единство.
Предметы и курсы
РОДИНА
Курс Ксении Голубович "Родина" посвящен тому, как конструируется понятие "родина" в различных философских и поэтических дискурсах. Марсель Пруст говорит о художнике как о "гражданине неизвестной родины", а множество художников - о внутренней родине: внутренней Франции, внутренней Германии или даже "тайной" России (что можно встретить и у Тарковского и у Тютчева). Что это такое, как это понятие связано с темой роковой истории рода - с одной стороны - а с другой стороны - с понятием Свободы человека. Мы будем рассматривать это в системе идей, чтобы начать думать над понятием, которое сегодня нам стараются предложить в качестве ведущего, главного на сегодняшний день. Как связаны Родина и Искусство? И почему мы не можем быть на родине, если не свободны?
Предметы и курсы
ПСИХОАНАЛИЗ
Для чего нужен психоанализ? Он разворачивает взгляд вовнутрь, а для взгляда, однажды направившегося вовнутрь, уже нет возврата. Психоанализ ворошит сновидения, грезы, тайные влечения, страсти, и тогда ты оказываешься в их власти — то есть во власти самого себя.
Предметы и курсы
ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ КИНОСЕАНС
Введение в групповую и индивидуальную работу над фильмами. Психодраматическая работа с материалом различных кинофильмов. Темы: «Возможности и «засады» психодраматической работы с кино», «Ритуалы, разогревы, рамки и структуры; специфика введения в «роль роли», в роль всего, что видно и слышно — предметов, звуков, стихий…».

Возврат к списку

Наши партнеры